85 лет УдГУ

Аркадий Андреевич Тронин

Одной из основных задач в культурной революции Советская власть считала подготовку новой интеллигенции, новой по классовому происхождению и идеологии. Решение этой проблемы возлагалось, прежде всего, на пединституты, которые обязаны были подготовить «марксистко-ленинские кадры» учителей истории для школы. В послевоенное время эта проблема продолжала оставаться актуальной, что и определило процесс нашего обучения на историческом факультете и в 1949-1953 гг.

В то время на первый курс принимали 25 человек, а контингент студентов был 100 человек. Наша группа также была сформирована из 25 человек, но после первого года обучения четверо студентов по разным причинам выбыли и вместо них были зачислены другие, таким образом, выпуск нашего курса составил 24 человека. Мужчин в группе было 16, а девушек – всего 8.

Учились в нашей группе и фронтовики – В. Ковычев, А. Шикалов, Н. Зорин, А. Запольских и Б. Заславский. Об этих студентах следует сказать много добрых слов, так как, несмотря на большой перерыв в учебе, они показывали нам, «зеленым школярам», пример трудолюбия, настойчивости и упорства в овладении знаниями. Их присутствие оказывало очевидное влияние и на дисциплину, и на отношение к общественной работе.

Городских студентов в группе было 20 человек и только 4 из сельской местности. Дело в том, что в послевоенные годы в деревне почти не осталось трудоспособных мужчин, поэтому председатели колхозов не давали разрешения выпускникам сельских школ на обучение в институтах, а заставляли работать в колхозе, поэтому у нас настоящий сельский житель был только один – Степан Воронцов из Увинского района, наш бессменный староста группы, и только потому, что его отец был председателем колхоза. Родители остальных были не колхозники, а интеллигенты, поэтому их дети поступили учиться в вуз. Кроме этого обстоятельства следует учитывать и то, что сельская школа тогда не могла обеспечить уровень конкурентоспособности выпускникам для участия во вступительных экзаменах, так как сами учителя в большинстве не имели соответствующей квалификации. По национальному составу в группе было 20 русских и только 4 удмурта, из которых два были «настоящими» удмуртами, т. е. знали удмуртский язык.

Учились мы в нынешнем II корпусе, на 2-м этаже с 8 утра по 3-4 пары.

Дисциплина была весьма строгой, за прогулы занятий без уважительных причин нужно было объясняться в деканате, на кафедре, а также на комсомольских и профсоюзных собраниях и бюро группы факультета. Помню, что после пропуска занятия даже по уважительной причине мы старательно переписывали конспекты пропущенных лекций у своих товарищей. И делали это не по принуждению, а из стремления получить знания в полном объеме. У всех нас тогда была сознательная мотивация к учебе, поскольку мы готовились к будущей трудовой деятельности и жизни. Учебный процесс составляли лекционные и семинарские занятия, других видов работы, кроме педпрактики, учебный план не предусматривал. Для подготовки к семинарам использовали книжный фонд двух кабинетов и библиотеку.. Кроме лекций и семинаров мы активно участвовали в работе студенческого научного общества (СНО), которым руководил студент-филолог Михаил Вахрушев. Наше участие в СНО реализовывалось в виде двух научных кружков – истории СССР и всеобщей истории. Свою научную работу я начал в студенческие годы именно в кружке истории СССР под руководством Г. Г. Черновой. Кружки ежегодно проводили заседания в рамках институтской научной конференции, где я впервые сделал доклад об итогах I пятилетки в Удмуртии.

Отличительной чертой учебного плана того времени был большой объем лекций по литературе, не меньше, чем на литфаке. Изучали русскую и зарубежную литературу, начиная с русского фольклора и древнегреческой и древнеримской литературы. Полученные знания по литературе всем нам, историкам, дали возможность значительно глубже понимать исторические процессы. До сих пор остаются в памяти блестящие лекции Василия Ивановича Петровского (русская и зарубежная литература) и Юрия Аркадьевича (Ароновича) Пиявского (советская литература). Не забыты и занятия Нины Ивановны Петровкой и Надежды Михайловны Михайловской, а сейчас я не понимаю, почему при 5-летнем сроке обучения у историков вообще нет курса литературы, что, безусловно, отрицательно сказывается на качестве знаний выпускников.

Наша группа выделялась отношением к учебе, о чем свидетельствовало количество «отличников» – из 7 отличников на факультете 5 были в нашей группе: А. Цыганкова (Сталинский стипендиат, была тогда единственная именная стипендия для студентов), Л. Ярышкина, С. Воронцов, В. Ковычев и А. Тронин. Все они получили при выпуске дипломы с отличием. Стипендия для успевающих студентов, без троек, была в размере 220 руб., для отличников - повышенная (а вот насколько - не помню). Во всяком случае, на такую стипендию худо-бедно целый месяц можно было прокормиться, но не более того. Обедать можно было в столовой (ныне там размещается научная библиотека) и стоимость обеда была вполне приемлемой – в пределах 1-го рубля. Причем студентов и преподавателей обслуживали официантки, так тогда было принято (самообслуживание внедрил Н. С. Хрущев в конце 50-х гг.).

Свободное время студентов было занято участием в художественной самодеятельности, смотр которой ежегодно проводился весной в актовом зале. Каждый факультет представлял свою программу, и она оценивалась для определения места в этом творческом соперничестве. Так как Бог обидел меня в этом смысле («медведь на ухо наступил»), мое участие в самодеятельности ограничилось пением в факультетском хоре.

Другое дело – спартакиада между факультетами, которая проводилась по лыжам, конькам, гимнастике, волейболу и баскетболу.По просьбе преподавателя физкультуры Н. Н. Жигалова я участвовал в качестве слаломиста на республиканских соревнованиях студенческого общества «Искра» и к своему и общему удивлению занял 3-е место, хотя совершил этот слаломный спуск первый и единственный раз в жизни.

Заметным событием в годы нашей учебы, как и всей страны, стала смерть И. В. Сталина. В связи с этим событием на сцене актового зала (сейчас – бизнес-центр) был установлен бюст Сталина в траурном оформлении, рядом с которым круглые сутки вплоть до 9 марта 1953 г. стояли посменно, по 10-15 минут, 2 студента (наверняка, и преподаватели). Смерть «вождя народов» нами, студентами, была воспринята как величайшая утрата, и это было искреннее чувство. С другой стороны молодость брала свое и в один из дней я и приятели на прогулке на улице Советской рассмеялись по какому-то поводу, за что получили внушение и замечание от проходящей мимо женщины, что не следует смеяться во время всенародной скорби.

Деканами факультета в 1949-1953 гг. были Е. В. Чуракова (с каф. педагогики) и А. А. Александров, преподаватели работали в составе 2-х кафедр: истории СССР и всеобщей истории (сейчас – 7 кафедр). Зав. кафедрой истории СССР была кандидат исторических наук, доцент Гнеся Григорьевна Чернова, которая преподавала нам историю советского общества. Стиль ее преподавания отличался строго формальным, безэмоциональным, догматическим изложением краткого курса истории ВКП(б), а не истории СССР. Надо сказать, что этот формализм не вина Г. Черновой, так как тогда учебника по советскому периоду истории СССР не было, а в обстановке диктата марксистско-ленинской методологии всякое отступление от нее каралось самым жестким образом, тем более, что в 1946-1948 гг. были приняты известные постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам.

Мария Михайловна Мартынова вела курсы истории древней Руси и методики преподавания истории, Борис Григорьевич Плющевский – историю феодального и капиталистического периодов, Александр Александрович Александров – историю империалистического периода.

Зав. кафедрой всеобщей истории вначале была Елена Александровна Миллиор, кандидат исторических наук, доцент, преподававшая историю Древнего Рима и Древней Греции, а также историю их культуры. Она была не только высокообразованным специалистом, от которого мы впервые услышали, как звучат стихи на латинском и древнегреческом языках, но и замечательным лектором. Она ценила и любила шутку и юмор. На одном из занятий по древнегреческой культуре Елена Александровна вдруг обратилась ко мне: «Аркадий! Раздевайся! И влезай на стол!». Естественна реакция моя и группы – недоумение, а еще и вопрос – зачем? В ответ Елена Александровна говорит: «Будешь изображать скульптуру Мирона «Дискобол». В аудитории шум и веселье!

Шутка эта была связана с тем, что в студенческие годы Ренат Бабкин и я уже достаточно долго занимались греко-римской борьбой в секции Ижмашзавода под руководством тренеров Константина и Павла Белозеровых, которые и заложили основы этого вида спорта в Ижевске и республике. О наших занятиях Елена Александровна знала и в данном случае поставила меня на место, чтобы понимал правила поведения в обществе. Шел зачет по физкультуре, который для меня, разрядника по борьбе, не представлял труда и я прямо в спортивном костюме явился сдавать зачет по культуре Рима и Древней Греции, а посему был с позором изгнан, чтобы привел себя в соответствующий вид. После Е. А. Миллиор заведовать кафедрой стала Любовь Николаевна Заболотская, которая читала нам курс новейшей зарубежной истории. Оксана Петровна Кийко (Новикова) преподавала новую историю, а Василий (Вильгельм) Евгеньевич Майер – историю Европы средних веков. Этим перечислением наших преподавателей я и ограничусь, так как о них достаточно полно и подробно рассказано в книге «Историческая наука в УГПИ-УдГУ» (Ижевск, 2007). А вот то, что эти педагоги были замечательными, душевными и доброжелательными людьми, навсегда осталось в памяти их учеников, что следует отметить в дни юбилея университета.

По окончании обучения нас, как и было положено, распределили и направили на работу в школы, главным образом, в сельскую местность. Из 27 выпускников 21 так или иначе посвятил всю свою жизнь педагогической деятельности. Степан Иванович Воронцов, Маргарита Михайловна Банникова, Георгий Николаевич Лубнин, Юрий Алексеевич Яговкин и Виктор Николаевич Ковычев были не только учителями истории, но директорами школ. Мы особенно гордились тем, что Г. Н. Лубнин, будучи директором Понинский школы-интерната, воспитал Надежду Курченко, бортпроводницу, погибшую от рук террористов, захвативших самолет.

Учителями и завучами средних школ проработали в г. Ижевске Лев Алексеевич Туранов, Ярослава Александровна Долина, Людмила Павловна Ярышкина, Ирина Анатольевна Пономарева, в музыкальном училище трудился Юрий Алексеевич Елисеев. Кстати, мы не знали, и не могли знать, что отец Славы Долиной был расстрелян в 1938 г. как «враг народа». Она не могла этого сказать нам, и тем более, поступить на истфак, если бы об этом факте стало известно приемной комиссии. Кстати, сейчас Я. А. Долина – председатель Ассоциации жертв политических репрессий нашей республики. Достойно и добросовестно работали в школах республики Николай Александрович Зорин, Аделаида Федоровна Цыганкова, Маргарита Анисимовна Лютова. К сожалению, о работе Юлии Пивоварой и Таисии Медведевой мне ничего не известно. Четыре выпускника работали преподавателями в вузах республики: Аркадий Александрович Запольских в Ижевском механическом институте, Михаил Петрович Сметанин в Медицинском институте, Юрий Михайлович Ивонин – в Сельхозинституте, и я – в УГПИ-УдГУ. Некоторые наши коллеги нашли себя в других сферах деятельности – Ренат Григорьевич Бабкин стал журналистом, Виктор Миронович Смирнов – редактором боткинской газеты, Юрий Павлович Пестерев переквалифицировался на инженерную работу, а Владимир Германович ушел служить в КГБ. Ничего мне неизвестно о судьбе Аркадия Александровича Шикалова, который после выпуска по состоянию здоровья уехал в Ялту.

В заключение скажу, что вся наша группа благодарна родному пединституту и всем преподавателям, о чем мы говорили и говорим во время периодических встреч.

Аркадий Андреевич Тронин, доктор исторических наук, профессор, выпускник исторического факультета 1953 г., проректор по научной работе УдГУ (1976-1982 гг.), преподаватель, заведующий кафедрой, декан ИФ